Договоры в конном мире или болевые точки коневладельца
13 августа 2013
Подробно о важном - договоры в конном мире. Зачем они нужны, какие "подводные камни" в них встречаются, и на что обращать особое внимание при их подписании.
Автор: Виолетта ДЕГТЯРЕВА, wwwequivita.ru
Долго думала, в каком ключе писать эту статью. Думала-думала, и придумала: напишу не только как юрист, но и как конник-коневладелец, измученный юридической безграмотностью людей околоконного мира.
За свою жизнь коневладелицы – а это более десяти лет – я поменяла порядка дюжины клубов в Москве и Подмосковье. И каждый раз сталкивалась с непонятными договорами – особенно в «новых» клубах. «Новые» клубы – это клубы, построенные и запущенные в эксплуатацию в пост-советское время и пост-советскими хозяевами. Более-менее внятные договора и правила имеются в государственных конноспортивных клубах типа ЦСКА, а в новых клубах, даже в очень дорогих, царит полный разгул юридической безграмотности и волюнтаризма.
Определения
Сначала по определениям. Юридическая безграмотность – это включение в договор положений, которые там либо совсем не к месту, либо противозаконны, либо ни в каком случае не работают; а волюнтаризм – это когда представитель администрации ни в каком случае не желает слышать об изменении договора, даже при наличии железных аргументов в пользу такого изменения: я часто делала даже письменный анализ договора по пунктам со ссылками на законодательство. Одним из решений такой ситуации может быть просто отказ от подписания договора, тем более, что приходно-кассовых ордеров за полученные деньги в «новых» клубах не выдают, а главное для этих клубов – чтобы деньги вовремя платили. Но не всегда это проходит, поэтому приходится спорить и доказывать даже самые, казалось бы, очевидные вещи.
Почему нужны договоры
Теперь по необходимости облекать отношения в договорную форму. Право отражает экономику, поэтому чем лучше развита экономическая сторона конного мира, тем лучше – полнее, грамотнее – развито ее юридическое оформление. Под экономической стороной мы подразумеваем любые товарно-денежные отношения: между коневладельцем и администрацией, коноводом, берейтором и тренером. В идеале письменными договорами нужно оформлять все виды отношения, в которых фигурируют деньги или иное вознаграждение, больше нескольких МРОТ (минимальных размер оплаты труда). Недаром в развитых капиталистических странах на каждый случай договорных отношений оформляют порой многостраничный договор. В постсоветской России такой культуры пока нет. Если же договоры все-таки составляются, то очень часто не теми и не о том. Работающие над ними юристы подчас не сведущи в вопросах конного мира, либо их составляют люди, не знакомые с юриспруденцией. Поэтому договор постоя лошади на практике может называться как угодно – от договора аренды до договора неких услуг.
Однако нужно помнить, что договоры могут быть не только письменными, но и устными. И если нет никакой возможности заключить письменный договор (например, с коноводом или берейтором), то нужно хотя бы заключить устный – иными словами, проговорить существенные условия. Устный договор все же лучше, чем отсутствие вообще каких-либо договоренностей и порой несбыточная надежда на совесть и понимание контрагента.
Договор постоя. Обязательства администрации и права арендатора
В обязанности администрации входит заключение с коневладеьцем договора постоя лошади. Нередко в договоре постоя обязательства арендатора сводятся к тому, что он должен платить в любом случае, а список обязательств администрации удивительно мал. Часто либо вообще не прописано обязательство администрации регулярно кормить (сколько раз) и поить (элементарно проверять исправность поилок хотя бы раз в день). Некоторые права арендатора также намеренно или нет «выпадают» из поля зрения, например, право пользоваться манежем и плацами, а также время пользования манежем.
Так мне пришлось уехать из дорогого клуба, не простояв там и месяца, после того, как мне объявили, что до обеда в манеж я выйти не могу, потому что в это время там работают профессиональные спортсмены.
Незаконный пункт: право залога на лошадь
Часто администрация прописывает свое право залога на лошадь в случае просрочки платежа на несколько месяцев. Чисто по-человечески можно понять администрацию, которая иногда сталкивается со злостными неплательщиками. И такой пункт теоретически возможен, если бы в договоре была определена стоимость лошади и сумма просрочки была бы сопоставима с ценой лошади. А определяться стоимость лошади должна на основании либо договора купли-продажи лошади (в частном порядке, на аукционе и т.д.), либо по совместному согласованию сторон. Причем у спортивных лошадей она будет определяться их уровнем подготовки и уровнем соревнований, в которых они принимают участие (клубные, городские, региональные, национальные, международные соревнования). Только в этом случае такую лошадь можно выставить на честные и справедливые торги и погасить задолженность арендатора из вырученных за лошадь денег.
Однако в таких клубах, как правило, не выдают даже приходно-расходных ордеров при получении оплаты за постой. Поэтому чисто теоретически лошадь можно забрать в залог в любой момент ее жизни в конюшне, поскольку доказать добросовестную и своевременную оплату невозможно – у арендатора нет никаких документов об оплате. Поэтому все права у администрации, которая может точно доказать дату, с которой лошадь находится в конюшне (по дате ветеринарного свидетельства, выписанного на день прибытия лошади, или же по дате подписания договора).
Чтобы претендовать на продажу или использование лошади, за которую не вносили аренду в течение какого-то времени, администрация должна иметь на руках доказательства неплатежей. Единственным таким доказательством может служить приходно-кассовый ордер, даже без кассового чека. Если же администрация таковых не выдает, а просто помечает у себя в гросс-бухе «заплатил-не заплатил», то любые требования администрации на право продать и/или использовать такую лошадь будут незаконны.
Спорные пункты: пени за просрочку и повышение оплаты
Другим «интересным» пунктом, относящимся к оплате, являются сроки внесения денег и исчисление штрафов за просрочку, которые, справедливости ради нужно сказать, редко когда взимаются. Как правило, оплату вносят за месяц вперед до 5-10 числа текущего месяца, после этого начисляют пени. Откуда берутся пени за просрочку, поскольку это все-таки авансовый платеж, за который еще и никаких документов не выдают – это вопрос.
Спорным нередко является и пункт о повышении арендной платы. Нередко он противоречит Гражданскому кодексу РФ, по которому такое повышение может быть не чаще раза в год и о нем нужно предупреждать не позднее, чем за месяц.
Смешной пункт: судебная оговорка
Отдельная статья – судебная оговорка, или пункт о месте и порядке разрешения споров по договору. Самый смешной вариант из встреченных мною – это указание на Арбитражный суд по месту жительства истца. Во-первых, арбитражные суды не рассматривают споры с участием физических лиц – только юридических, хотя большинство коневладельцев – лица физические. Во-вторых, что если истец живет в другом городе, а лошадь держит в этом клубе, поскольку в нем работает его берейтор-спортсмен. Гораздо логичнее было бы поставить местом разрешения спора суд общей юрисдикции по месту нахождения клуба – по аналогии с известной статьей о подсудности споров о недвижимости – по месту нахождения таковой. Тут и эксперты, тут и свидетели. А истец при этом может проживать где угодно – хоть в США. Вариант еще лучше – учреждение специализированного третейского суда, который рассматривал бы споры по конной тематике, и указание его как места рассмотрения таких споров. И не только по договорам постоя, но и по другим договорам – договорам купли-продажи лошади, аренды лошади, оказания тренерских/берейторских услуг и т.д.
Грустный пункт: здоровье лошади
А вот элементарных обязательств по сохранению здоровья лошади – немедленному оказанию ей ветпомощи и по штрафам в случае его не невыполнения – этого в договорах постоя вы либо не найдете, либо они грубо нарушаются. Так, в очень дорогом клубе мой конь отбил по кормушке и поломал себе грифельную кость. Все конюха слышали грохот, видели опухшую ногу и то, что конь хромает при выходе из денника, однако никто из них не сообщил даже начкону – и конь простоял без ветпомощи в течение суток. Лечение стоило порядка 30 тысяч рублей и заняло более двух месяцев, во время которых полноценно использовать коня я не могла, но регулярно платила 35 тысяч рублей в месяц. Без приходно-кассовых ордеров, естественно, и по договору, в котором не прописаны никакие штрафы в отношении администрации, не обеспечившей коню безопасное содержание или хотя бы своевременную ветеринарную помощь.
«Вне закона»: конюхи
В обязанности администрации должно входить элементарное обучение конюхов технике безопасности, что на практике нигде и никогда не делается либо вообще, либо так, как положено. А если принять во внимание, что в абсолютном большинстве на конюшнях сегодня работают гастарбайтеры, которые плохо понимают по-русски и которые, в большинстве своем, до своего приезда в Россию и лошадей-то толком не видели, то в результате в договорах постоя появляются такие странные для такого специализированного учреждения, как конно-спортивный комплекс, пункты, как обязанность коневладельца предупреждать о привычках и особенностях поведения лошади, к коим относится любое ожидаемое поведение лошади, когда с ней обращаются безграмотно.
А сами конюха выводят лошадей по две и более голов, ведя их «на длинном поводке», то ли как собак, то ли как коз и баранов. Могут так «крутануть» лошадей в проходе, что удивляешься, почему у лошадей до сих пор не травмированы плечи. Впрочем, микротравмы скорее всего есть, причем несчастные коневладельцы чешут репу, пытаясь понять, почему их лошади хромают, тропотят, тянут ноги и вообще отказываются делать какие-то упражнения.
Почему в наших клубах не проводится элементарная базовая подготовка конюхов – мне лично непонятно. В Кембридже – в Сассекском колледже – даже для коневладельцев проводят БЕСПЛАТНО практическо-теоретические курсы по общим знаниям о лошади (ее температуре, рациону питания и нормам движения, о первой помощи для всадника и для лошади), не говоря о том, что для конюхов или коноводов проводятся обязательные по закону экзамены и людей, их не сдавших, к работе конюхом не допустят никогда.
Почему не пишется никаких инструкций и положений для конюхов и обслуживающего персонала – тоже вопрос. Почему не вывешиваются элементарные правила техники безопасности рядом с лошадью (в конюшне, в манеже и на плацу)? Почему такие правила не прилагаются к договору постоя, что было бы намного полезнее и грамотнее, чем прописывать «обязательства арендатора сообщать о привычках лошади».
Еще одним отрицательным следствием отсутствия инструкций для конюхов является то, что ни они, ни арендаторы толком не знают, что входит в их обязанности. В результате конюха начинают вымогать деньги за то, что они и так должны делать в силу своих обязанностей.
Особенности договорных отношений с коноводами и берейторами
Хороший конюх или коновод может многому научить коневладельца и помочь многое понять о его лошади. Одно только плохо – профессиональный конюх или коновод – явление чрезвычайно редкое в наши дни.
Коновода вы можете выбрать по своему усмотрению и на свой вкус, в крайнем случае, их можно менять, если что-то не понравится. Желательно посмотреть и поговорить с людьми, на которых он уже работал или работает. Рекомендации в этом деле – самая надежная вещь.
Особо хочу остановиться на подводных камнях ситуаций с мальчиками и девочками, которые идут первый раз идут работать коноводами. Вот тут нужно четко объяснить, чего вы ожидаете от коновода – даже самые элементарные, казалось бы, вещи. Например, обязанность коновода убирать амуницию и другие конные вещи на место, обязанность не терять и не оставлять амуницию и другие конные вещи на соревнованиях, а в случае, если забыл, съездить за этими вещами; обязанность отрабатывать оплаченное время (для многих мальчиков и девочек это не такие уж и очевидные вещи: один мой коновод не ходил на работу полторы недели, но в конце месяца не постеснялся напомнить, что я должна заплатить ему зарплату за месяц).
Берейторы тоже необходимы, особенно если вы не можете приезжать к ней каждый день или планируете выступать на соревнованиях. У нас не принято заключать письменные договоры с коноводом или берейтором. А жаль. Но хотя бы устно стоит проговорить, что вы ожидаете об обоих. И санкции тоже, иначе вы рискуете оказаться в ситуации, когда работа берейтора только ухудшает выезженность лошади (например, «отбивает» лошадь от повода или лошадь злостно закидывается на прыжках) или же берейтор вообще не приезжает (и не предупреждает об этом) к лошади какое-то время, но в конце месяца требует оплаты за работу. А тот факт, что за время отсутствия берейтора конь совсем распустился и для втягивания его в работу потребуется больше сил и времени, никого не волнует. Такие вещи нужно хотя бы проговорить устно, а еще лучше – письменно зафиксировать: уровень/ошибки лошади в начале работы берейтора, обязанность берейтора регулярно работать лошадь и предупреждать, когда он этого делать не может.
Отдельно в работе берейтора нужно обговорить, согласны ли вы, чтобы берейтор подсаживал на вашу лошадь кого-нибудь другого, например, своих учеников или других берейторов. Иначе вы рискуете столкнуться с ситуацией, когда на вашей лошади попросту занимаются обучением других людей или прокатом. Ситуация встречающаяся сплошь и рядом.
Тренеры и ветеринары – «святые люди» конного спорта
Тренер – это вообще святое. Тут уж либо полное согласие, либо надо сразу расставаться. Компромиссы тут труднодостижимы. В ответ на вопрос «Что самое главное в становлении чемпиона: талант, работоспособность, дисциплина?» чемпион мира по боксу Виталий Кличко сказал: «Самое главное – слушать тренера».
Тем не менее, при выборе тренера, кроме психологической совместимости, лучше проверить, был ли ваш тренер в прошлом спортсмен (желательно не ниже мастера спорта), имеет ли опыт работы с группами, особенно детскими, и с молодыми спортсменами (самый лучший выбор для любителя – тренер из ДЮСШа). Такие тренера имеют представление о правильной тренерской работе, о методике и педагогике, а также психологии человека и животного.
Из моментов, которые могут помешать в тренерской работе, следует отметить, в первую очередь, алкогольную зависимость: алкоголики злы и неадекватны. Им совершенно никого не жалко – ни людей, ни лошадей, особенно в период предзапойной или послезапойной ломки. Во-вторых, отношение к вашей лошади: если ваш тренер выезжал или выступал, а еще хуже – продолжает выступать – на вашей лошади, то ваши интересы всегда будут на втором плане: такой тренер будет больше жалеть и думать о лошади, а вернее – о плодах своего спортсменско-берейторского труда. В-третьих, трудно заниматься с тренерами, которые продолжают собственную спортивную карьеру и/или вынуждены разрываться между несколькими местами работы.
К таким же «святым людям» для конника относится и ветеринар. Тут работают на доверии и по рекомендации. Годами. Либо не работают – после первого же визита. Компромисов тут быть не может: люди, к сожалению, не меняются. И поговорка «один раз – не …» тут не проходит.
Договор аренды лошади
А вот в договорах аренды лошади нужно обязательно прописывать обязанность арендодателя предупреждать арендатора о привычках и недостатках лошади, которые могут нанести вред здоровью и имуществу последнего. На собственном опыте могу подтвердить, что совершенно неприятно и опасно обнаружить такую привычку самостоятельно. Так год назад я арендовала жеребца, о котором хозяйка сказала, что он «строгий», как все жеребцы, а потом выяснилось, что под «строгим» она имела ввиду его привычку свечить и убегать от пешего всадника в самое неподходящее время. Когда этот жеребец встал на свечку прямо в конюшне, копытом сбив с меня каску и стукнув по груди, я поняла, какое это счастье – внезапно оказаться живой и здоровой.
Также нужно подстраховываться от недобросовестных арендодателей и прописывать их обязательства вернуть уплаченные деньги, если они до истечения срока аренды передают коня другому арендатору. Ведь «хорошо натасканная совесть никогда не гложет своего хозяина», как написала хозяйка того самого злополучного жеребца, после того, как без предупреждения увезла коня на другую конюшню и сдала его там в аренду в начале месяца, мною уже оплаченного. Вот такое вот неосновательное обогащение.
Договор купли-продажи лошади
Если вы – покупатель, то в договоре купли-продажи важно указать, для чего вы приобретаете лошадь: для прогулок, обучения, спортивных соревнований или просто показательных выступлений. Это важно в случае, если выяснится, что лошадь не обладает нужной подготовкой либо имеет несовместимые с вашими целями недостатки – физические или психические. Такие недостатки, как правило, обнаруживаются сразу же – в течение первых дней, как доставили лошадь на новое место. Для этого в договоре купли-продажи нужно предусматривать возможность вернуть лошадь в течение определенного – небольшого – промежутка времени, например, в течение месяца. Либо в течение большего промежутка – трех-шести месяцев, если лошадь не подойдет конкретно этому всаднику. Однако в последнем случае неизбежны потери в стоимости. Понятно, что если лошадь «встала» через 2-3 месяца езды, то ее уже трудно возвратить без потери стоимости, в отличие от дефектов, которые невозможно разглядеть или понять на месте.
За границей такие «реверсивные» договора, в которых есть пункт о возврате лошади и замене ее на другую, — давно уже норма для конюшен, торгующих лошадьми. У нас пока нет, да и таких конюшен у нас немного. Но все когда-то делается первый раз.
Если же вы – продавец и продаете лошадь в рассрочку – вариант, хуже которого может быть только безвозмездная передача лошади незнакомым людям – то в договоре купли-продажи стоит прописать, в течение какого времени покупатель обязан выплатить вам всю сумму, а также штрафные санкции за просрочку платежа. Кроме того, следует оговорить, что покупатель не имеет права использовать лошадь для выступлений – спортивных или показательных – до полной оплаты ее стоимости. Иначе вы рискуете оказаться в ситуации, когда вместо двух месяцев вы не получаете денег в течение полугода и больше, а в это время на вашей проданной в рассрочку (и в за полцены) лошади уже вовсю выступает новый владелец. Хотя бы и без документов. А новому владельцу может быть просто жалко денег или у него/нее есть другие – более приоритетные – траты.
И в заключение так и хочется пожелать: «Счастья вам, коневладельцы!»
Читать далее: http://www.equestrian.ru/other/legal/2199#ixzz2c8A909ta